БЕРЕГ СКАЗОК

 

 

Татьяна Рибера – добрая сказочница из Подмосковья. Автор стихов, пьес и фантастических историй, редактор сообществ в социальных сетях, посвящённых сказке «Не покидай» и фильмам Леонида Нечаева.

 

Начнём наш разговор с обычной сказочной темы. Татьяна, вы уже встретили своего принца?

 

О, это – самый популярный вопрос! Нет, не встретила. Но я не могу сказать, будто представляю своего избранника принцем. Скорее это будет бродячий музыкант.

 

Не тяжело ли будет вместе двум творческим людям?

 

Это зависит от самих людей. Но я думаю, что человеку, который провёл несколько бессонных ночей с приступом вдохновения, делая и переделывая что-то новое, только что придуманное, гораздо проще понять другого такого же «одержимого».

 

То есть Патрик из вашей любимой сказки «Не покидай» мог бы стать для вас идеальной парой?

 

Патрик? Нет, скорее Жак, бродячий актёр-кукольник. Он более живой и настоящий. А Патрик уж слишком идеальный, слишком красивый, слишком талантливый. Хотя как персонаж он прекрасен.

 

Кстати о сказке. Почему именно «Не покидай» так популярна?

 

Потому что это очень хорошая сказка. Очень настоящая. Сказки вообще должны быть живее самой жизни.

 

А как вы понимаете название?

 

«Не покидай»… не покидай меня, всё лучшее, что есть во мне. Герои сказки сталкиваются со злом, предательством, заговорами, ложью. Но всё-таки не скатываются до уровня своих врагов, сохраняют честь и достоинство, берегут в сердце любовь и все самые светлые чувства. Хотя так просто обозлиться на весь мир.

 

Ваша пьеса «Кукла поэта» была создана по мотивам «Не покидай»?

 

У этой пьесы – долгая история. В сказке «Не покидай» появляется кукла-марионетка, кукла Поэта, очень похожая на главного героя Патрика. Но что это за кукла и откуда взялся этот герой – не говорится. И у меня возникла идея истории о канцлере, который в юности был поэтом. Сначала это был обычный фанфик, сказка для поклонников фильма. Текст, на мой взгляд, был далёк от совершенства. Тем не менее, история была несколько раз поставлена любительскими труппами. Тогда я решила написать инсценировку. Очень кстати в Живом журнале начался «Осенний драмафон». Изначально планировала просто дополнить диалоги, но в итоге материал был переделан полностью. Осталась только главная линия – превращение прекрасного влюблённого героя в бездушного злодея.

 

У вашей пьесы нет счастливого финала. Разве сказки так заканчиваются?

 

Это сказка для взрослых. Взрослые могут понять, что другого финала там быть не могло. Задача автора – максимально точно передать историю, которая происходит с героями. Персонажи живут своей жизнью, совершают свои поступки. Как только начинаешь придумывать всё за них – картинка рушится, становится искусственной, ненастоящей. И потом, разве сказка должна только развлекать?

 

А сами вы любите сказки?

 

Конечно! «Три орешка для Золушки» - одна из любимейших киносказок ещё с детства. Из книг - с возрастом полюбила сказки Георгия Полонского: «Не покидай», «Медовый месяц Золушки», «Никто не поверит». И Евгения Шварца, разумеется. Эти сказки можно перечитывать всю жизнь и каждый раз открывать что-то новое.

 

Вы много читаете? Какие книги живут на ваших полках?

 

Читаю много. А книг у меня неизменно больше, чем может поместиться на полках. У меня уживаются вместе книги Набокова, Тэккерея, Георгия Полонского, Толкиена, романы Сесилии Ахерн, книги Эльчина Сафарли, дамские романы, книги о разных странах. Всего и не упомнишь. Давно и безуспешно ищу книги Григория Горина и Евгения Шварца, их в наше время не переиздают. На особом положении – кулинарные книги. Их тоже слишком много.

 

И вы готовите по всем этим книгам?

 

Готовлю, конечно, но далеко не по всем. О кухнях разных стран и народов мне интересно просто читать. Рецепт блюда – это почти стихи, это философия страны, ей климат, её темперамент. 

 

А сами вы в какой стране хотели бы жить?

 

Я хотела бы остаться в России, если бы в нашей средней полосе нормализовался климат, летом было бы лето, зимой – зима. И температура воздуха не скакала бы в пределах плюс-минус двадцать градусов. Тогда я была бы полностью довольна тем, что живу здесь. Переезд в другую страну принесёт счастье только в том случае, если ты умеешь быть счастливым, независимо от места своего нахождения. В противном случае вскоре откроются недостатки местного законодательства и прочие «прелести», незаметные туристам.

 

Разве нужно учиться быть счастливым?

 

Да. Но главное – надо разрешить себе быть счастливым. Как говорят аниматоры в турецких отелях: «Счастье – не привилегия». Но большинство людей запрещает себе своё счастье. Чаще всего – из-за низкой самооценки и уверенности в том, что это самое счастье ещё не заслужено.

 

Татьяна, ведь ваша основная работа не связана с творчеством.

 

Да. Если верить трудовой книжке, то я – инженер. Поэтому и пишу под псевдонимом.

 

Кстати, что означает «Рибера»?

 

Это «берег» по-испански. Лет пять назад я искала название для своего ЖЖ. Это должно было быть испанское слово женского рода. «Ribera» подошло идеально. К тому же у слова огромное количество значений, и буквальных, и образных. Вскоре друзья стали звать меня Риберой – слово прижилось. Поэтому над псевдонимом я раздумывала не долго.

 

Получается, что сказки, сказочные сообщества, пьесы, - всё это просто хобби?

 

Нет, это не хобби. Это – моя жизнь.

 

Но творчество не приносит вам никаких доходов?

 

Как посмотреть. Оно приносит мне  те эмоции, которых не хватает в обычной жизни. Но главное – даёт возможность познакомиться с удивительными людьми, которых иначе я бы никогда не узнала. Сейчас у меня есть много друзей в разных городах и странах, знакомством с которыми я очень дорожу. Никогда не согласилась бы променять их на оклад с премией.

 

То есть у вас появляются друзья по интересам?

 

Так получается, что, познакомившись в связи с одним каким-то определённым «интересом» и продолжив общение с человеком, мы открываем друг в друге такое безграничное количество общего, что это уже само по себе чудо.

 

Но общение, в основном, виртуальное?

 

Конечно. Пообщаться лично зачастую просто нет возможности, ведь люди живут в разных городах, у нас разные рабочие графики и даже часовые пояса.

 

Не означает ли это уход от реальности в придуманный идеальный мир?

 

Не думаю. Я знаю лично большинство своих виртуальных друзей. И все они в жизни оказывались абсолютно такими, какими я их себе и представляла. Даже более реальными, чем те, кого я знаю много лет. Я считаю, что слова «близкие люди» обозначают не территориальную удалённость, а особую духовную близость.

 

Возможно, вам просто тяжело общаться с людьми в обычной жизни?

 

Честно признаюсь, тяжеловато. Из всех людей, с которыми приходится общаться ежедневно, есть только двое или трое тех, с кем я могу быть собой. С остальными приходится играть определённые социальные или профессиональные роли. К тому же частенько меня называют «слишком сложной», «тяжёлой» или «странной» и «непонятно». Но такое говорят обо всех моих друзьях. А вот вместе с друзьями нам легко и ничуть не странно.

 

Какие человеческие качества для вас неприемлемы?

 

Безответственность и нежелание понять другого.

 

Но вот принц из ваших любимых «Трёх орешков для Золушки» - не самый ответственный персонаж.

 

Почему же? Он живёт своей жизнью и не даёт лишних обещаний.

 

Как бывший пиарщик, вы собираетесь заниматься раскруткой своих пьес и сказок?

 

Во-первых, пиарщики не бывают бывшими. Во-вторых, я – как сапожник без сапог. Сама себя пиарить не могу и не умею. К тому же меня больше интересует процесс, а не результат. Меня смущает любая публичность. Наверное, потому, что я не считаю своё творчество достойным повышенного внимания. Ну и в третьих, лучший пиар – это сарафанное радио. Когда кому-то понравилось – и он рассказал другому.

 

И последний вопрос к Татьяне – журналисту. Как вы сами оцениваете наше интервью? Что вам больше нравится: отвечать на вопросы или задавать их самой?

 

Мне нравится всё, что интересно. К счастью, сейчас я могу брать интервью у тех людей, кем искренне восхищаюсь, независимо от их популярности. То есть я не завишу от мнения владельцев издательств, пишу для себя, и это прекрасно. Любая работа должна приносить удовольствие, иначе это – просто потеря времени. А отвечать на вопросы никак не привыкну, хотя это не первое моё интервью.

 

И я уверена, что не последнее.

 

Спасибо. Значит, к вопросам придётся привыкать!

 

Беседовала Валерия Орехова

Май 2011


 

Бесплатный конструктор сайтов - uCoz