ДЕТИ БУДУТ ВСЕГДА
Интервью с Мариной Грибановой для непокидайского сообщества
ноябрь 2007
Татьяна: С чего началось ваше сотрудничество с Леонидом Нечаевым? В каких фильмах можно увидеть ваших кукол?
Марина Грибанова: - Мое сотрудничество с Леонидом Нечаевым началось и закончилось на фильме «Не покидай», хотя мы знакомы с ним очень давно, со времен нашей юности. Он был близким другом моего мужа Владимира Штейна. Они сидели за одной партой в школе, Леонид отчаянно «списывал» у моего будущего мужа, защищал его от других мальчишек, мой муж завлек его в театральный кружок Дворца пионеров на переулке Стопани (сейчас Огородный проезд) к педагогу Евгении Васильевне Галкиной, которая воспитала целую плеяду знаменитых артистов и режиссеров. Дружба Леонида Нечаева и Владимира Штейна продолжалась всю жизнь.
Расскажите поподробнее о работе над куклами для фильма «Не покидай». Сколько это заняло времени? Как вы добились такого сходства с персонажами? По чьему образу делался Поэт? Кто работал кукловодом в «Не покидай»? Есть ли у вас секрет создания добрых персонажей? Мои знакомые, пытавшиеся создать своих кукол, уверяют, что доброе лицо сделать невероятно сложно, в то время как злое делается как бы само, легко и просто.
- Я сделала этих кукол очень быстро – за два месяца. У меня были фотографии артистов и я постаралась найти в их внешности самое характерное, самое выразительное и передала это куклам. Артисты на фото были без грима. Кто работал кукловодом мне неизвестно. Секрет доброты кукол заключается в том, что процесс создания куклы схож с процессом рождения ребенка. Любая мать хочет, чтобы ее ребенок был самым умным и самым добрым. Кукле надо отдать часть своей души и она будет такой, как хочет ее создатель.
Как проходило «знакомство» актёров с куклами? Легко ли они научились правильно обращаться с марионетками, не пытались ли их стащить на сувениры (как золотой ключик из «Приключений Буратино»).
- Я писала Вам, что куклы погибли, но сейчас у меня есть сведения, что они были подарены артистам, исполнявшим эти роли. Сведения непроверенные, но кто-то говорил об этом в публичном интервью. Сама я его не слышала и не читала.
Как вы сами относитесь к фильму «Не покидай»?
- Хорошо отношусь. У Нечаева все фильмы очень трогательные, всегда снимаются«звезды» и, несмотря на то, что они считались телевизионными, это настоящие художественные фильмы для детей, это подлинная классика кинематографа. Сейчас, к сожалению, все уже забыли, как делается настоящее кино, тем более, для детей.
Какие сказки вы любили в детстве?
- В детстве я больше всего любила волшебные сказки – Андерсена, братьев Гримм, а в юности и молодости полюбила современные сказки Редьярда Киплинга, Александера Милна, Астрид Линдгрен, Люис Кэрролл и других авторов, которые возникали в моей жизни непрерывно и продолжают возникать. Причем это не только сказки, написанные современниками, но и сказки, переведенные на русский язык давно, а опубликованные недавно.
Как вы относитесь к современным сказкам, фильмам для детей, мультфильмам?
- Про сказки я уже упомянула, про фильмы и мультфильмы тоже: это искусство на грани исчезновения в нашей стране. Западные фильмы для детей бывают очень неплохие, но они очень прямолинейны и назидательны. Западные мультфильмы не могу смотреть без содрогания, это яд для детей. Но самое страшное – это компьютерные игры. Дети перестают ценить человеческую жизнь и чувствовать чужую боль – ведь можно начать игру заново и все человечки на мониторе будут как живые. Горько и печально. Спасти детей могут только наши прекрасные мультфильмы, фильмы и чудесные живые книги, которые подарите им вы – их родители.
Очень многие мои ровесники (дети 1970-1980-х годов) с удовольствием пересматривают фильмы советских времён, показывают их уже своим детям… И современным детям, которые растут в эпоху интернета и компьютерных игр, те «старые добрые сказки» нравятся ничуть не меньше, чем их родителям. Нет ли у вас в планах сотрудничества с кинорежиссёрами, работы над новой киносказкой?
- Мои планы сейчас связаны только с Театром детской книги «Волшебная лампа». Только здесь я могу реализовать свою любовь к детям, научить их разумному, доброму и вечному.
За годы существования театра в нашей стране произошло достаточно много изменений (распад СССР, инфляции, приватизация, дефолт и так далее), а изменились ли зрители и их отношение к кукольному театру?
- Театр кукол значительно старше всех других театральных жанров и на него не влияют такие «мелочи». Зрители всегда, даже в самые тяжелые времена любили театр кукол и, надеюсь, будут любить. И мы их тоже любим. Дети будут всегда. Дети – самые лучшие, самые искренние зрители. Их невозможно обмануть. Наш театр – семейный. К нам редко приходят школьники «классами», только элитные школы, а вот родителей в зале всегда больше, чем детей – приходят и с папами и с мамами, всей семьей и мы не разрешаем родителям сидеть в буфете во время спектакля – пусть подарят это время своим детям, посмотрят спектакль, обсудят его, почитают потом своим детям книги наших авторов. В наших спектаклях есть «второй слой» - для взрослых, поэтому им тоже очень интересно. Мы взрослых тоже немного воспитываем, потому что сегодняшние родители – это вчерашние дети и детство им досталось не очень веселое.
Многие участники сообщества живут не в Москве. Можно ли увидеть спектакли "Волшебной лампы" в других городах?
- Мы крайне редко выезжаем на гастроли в другие города, иногда ездим на фестивали. В этом году были в Волгограде, весной собираемся на фестиваль в Иваново. Несколько лет подряд выезжали в Ригу и Таллинн, планируем гастроли в Испанию, выезжали в Италию, Бельгию, Венгрию. Гастроли по России нам не по карману, потому что это все не по карману зрителям других городов России. Затраты на поездку огромные – транспорт, гостиницы, аренда площадок, реклама и все прочее, а доходы у россиян пока еще далеки от совершенства.
Напоминаю, что о работе театра детской книги "Волшебная лампа" и о секретах создания кукол узнать на сайтеwww.magiclamp.ru